Стартап

в Кремниевой Долине

Что Делать С Сайтом | KB77

Этапы развития сайта и бизнес-план

Этап 1. Идея.

Программист или компания программистов создает сайт, который вскоре начинает приносить некоторую прибыль. Расходы отсутствуют:

  • хостинг чужой;
  • техподдержка в рамках хостинга;
  • зарплата программистов отсутствует;
  • расходы на рекламу и ведение бизнеса тоже отсутствуют.

На балансе сайта таким образом нет ничего, что стоит денег (кроме самой идеи). Стоимость такого сайта определяется приблизительно из расчета: доход сайта за три года работы. Для простоты принято считать, что сайт стоит столько, сколько приносит денег за один день и умножить эти деньги на 1000. То есть, если ежедневный приход денег с сайта равняется 10 долларов, то стоимость такого сайта - 10.000 долларов.

Разработать с нуля сайт, чтобы дилеры коммерческого транспорта оставляли там свои данные, а покупатели согласно этих данных что-то покупали будет стоить что-то от 5.000$ до 20.000$ в зависимости от задач. Таким образом затевая такой сайт, надо точно понимать, что сайт будет зарабатывать каким-то образом не меньше 20 долларов в день.

Этап 2. Развитие сайта

Есть сайт, разработка которого стоила 1.000$. Предположим, что сайт приносит 10 долларов в день и таким образом стоит уже 10.000$. При вложении 1000$ в рекламу сайт получает приток новых клиентов и через неделю начинает генерировать 20 долларов в день. Таким образом сайт через неделю стоит уже 20.000$. То есть вложив в рекламу 1.000$ можно за неделю поднять стоимость сайта на 10.000$ и таким простым образом за неделю можно заработать 9.000$.

Можно ли заработать еще больше? Можно! Если вложить в рекламу 10.000$, то реклама за месяц приведет в 10 раз больше клиентов, а значит сайт начнет генерировать прибыль по 200 долларов ежедневно. Получается, что при вложении 10.000$ в рекламу стоимость самого сайта увеличивается в цене до 200.000$. Таким образом вложив 10.000$ в рекламу, можно заработать за месяц 190.000$ На указанном выше принципе развития сайтов строится весь интернет-бизнес в Америке. Чудес не бывает. Успешным становится один проект из десяти, потому что вместе с увеличением стоимости сайта увеличиваются и расходы на его поддержку.

Расходы:

  • техническая поддержка сайта. Обычно такие сайты размещают на облачных серверах Гугла, Амазона и т.п., чтобы не держать штат сисадминов. Достаточно одного человека, который будет следить за тем, чтобы сайт работал (в ночное время). Если реклама будет эффективной, то от наплыва клиентов сайт может рухнуть. Техподдержка должна поднять сайт за 5-30 минут, иначе клиенты уйдут с сайта ничего не поняв и, соответственно, деньги на рекламу пропадут. Этот же человек из тех-поддержки докладывает разработчику бэк-енда что и как на сайте полетело.
  • клиентская поддержка сайта. Новые клиенты любят задавать вопросы, на которые должен отвечать специально обученный человек. Этот же человек докладывает разработчику фронт-энда, какие и где возникают проблему у клиентов.
  • разработка сайта. По минимуму - 3 человека. Разработчик бэк-энда отвечает за то, чтобы сайт работал и не падал даже при критическом наплыве клиентов. Разработчик фронт-энда отвечает за внешний вид сайта, чтобы клиентам все было понятно. Специалист по Базе Данных обычно не нужен, но в проектах типа АВИТО и прочих подобных, такой специалист - самый главный среди программистов.
  • продвижение сайта. Это можно отдать на аутсорс, то есть зафиксировать с маркетинговой компании договор о стоимости каждого привлеченного клиента. Тут надо считать. По формуле описанной выше известно: каждый клиент, который тратит в месяц 1 доллар, увеличивает стоимость компании на 36 долларов. Не думаю, что в России такая услуга развита. Поэтому надо брать маркетолога или двух (в одиночку не справиться) и считать рекламный бюджет.

Таким образом, для простой работы сайта нужны по человеку в техподдержку сайта и в клиентскую поддержку, три разработчика и два маркетолога. И само собой директор, который все это хозяйство будет координировать. Итого 7 человек с минимальной зарплатой в 2.000$. Так же нужен директор на такой же зарплате и на проценте с продажи сайта в последствии, т.к. директор должен быть заинтересован в максимальной капитализации сайта. Вся эта толпа должна сидеть в офисе на 2 кабинета - директор с маркетологами в одном, все остальные - во втором. Плюс всякие мелкие расходы. Бюджет сайта на втором этапе - 20.000$ в месяц плюс расходы на рекламу в таком же размере. Это цены для России В Штатах расценки обычно в 5 раз больше. То есть 100.000$ в месяц на офис и 300.000$ на рекламу на один-два-три месяца. Общий расход от 300.000$ до 600.000$ на втором этапе. Если удастся раздуть ежедневный приход денег с сайта до 1000$, то переходят на третий этап. Дальше пример из американского интернета.

Этап 3. Получение инвестиций

Сайт генерирует по 1000 долларов ежедневно (то есть кэш-флоу - 30.000$ в месяц) и стоит таким образом миллион, но при этом по-прежнему убыточен, потому что на офис тратится 100.000$. Так работает больше половины американских интернет-компаний в первый год. Они все хотять попасть на третий этап - этап инвестиций от больших инвесторов.

Смысл третьего этапа очень простой - при достижении какого-то порога новые клиенты перестают появляться, потому что все охвачены. Никакие затраты на рекламу не увеличивают приток денег. Надо переходить к тому, о чем я говорил - к расширение области деятельности. Если это сайт коммерческого транспорта, то создаются опции для легковых машин, расширяется охват аудитории за счет других стран. Бизнес сайта понятен, все непонятные моменты устранены, команда собралась рабочая. Расходы стабилизируются, т.к. техподдержка и клиентская поддержка отдается на аутсорс, бюджет рекламных кампаний уменьшается до нуля.

Теперь нужно получить инвестиции в 1-5 миллионов для развития сайта и выхода на новую аудиторию в обмен на 5 - 10% от доли в бизнесе. Цель третьего этапа - сделать компанию прибыльной, то есть доходы должны превышать расходы.

Вот это и есть сущность интернет-бума в Кремниевой Долине: кто дожил до третьего этапа - все миллионеры.